Гидросамолёты на Камчатке. К Международному дню гражданской авиации



Гидросамолёт «Советский Север», 30-е гг. XX в. В Петропавловской гавани. (В белом — И. Е. Ларин)

Гидросамолёты на Камчатке. Из цикла «День в истории». Приурочено к Международному Дню гражданской авиации.

Значок Камчатская авиагруппа

В 1996 году Генеральная Ассамблея ООН приняла резолюцию, в которой провозгласила 7 декабря Международным днем гражданской авиации.

Но история гражданской авиации России начинается гораздо ранее с 9 февраля 1923 года, когда Совет Труда и Обороны CCCР принял постановление об организации Совета по гражданской авиации при Главвоздухфлоте. Для осуществления полетов, в том числе и на Камчатку, в те годы использовали гидросамолеты – летательные аппараты, способные совершать взлет и приземление на водную поверхность. Раньше их именовали гидропланами.

Первые летчики Камчатки: пилот Овчинников, старший инженер Тюбини, пилот Сафанов, 1938 г.

Летом 1928 года гидросамолёт «Советский Север» попытался совершить невозможное: вдоль морского побережья России пролететь 14 тысяч километров из Владивостока до Ленинграда (Санкт-Петербурга). По сути такой полёт в то время был настоящей игрой со смертью… Экипаж под командованием лётчика Александра Волынского 16 июля стартовал из Владивостока, пролетел над Сахалином и через 9 часов приземлился на Камчатке. Впервые в истории самолёт пересёк всё Охотское море. Далее экипаж Волынского продолжил полёт вдоль берегов Чукотки, но при посадке на воду гидросамолёт попал в жестокий шторм и был повреждён. Летчиков спас, оказавшийся поблизости, пароход. Несмотря на аварию, были собраны необходимые данные для организации регулярных воздушных рейсов на Камчатку. Но нехватка гидросамолётов и сложные условия воздушной трассы через Охотское море не позволили организовать регулярные полёты на Камчатский полуостров в то время.

Самолеты в Халактырском аэропорту. 1947 г.

25 декабря 1936 г. для камчатского авиаотряда были доставлены пароходом «Шатурстрой» несколько самолетов, в том числе самолет-амфибия типа Ш-2. Макет такого самолета хранится в фондах нашего музея. Самолеты поступили в разобранном виде, в ящиках. Собирали их самостоятельно летчики и авиатехники.

Макет Самолёта-амбифии Ш-2. Масштаб 1:10. Автор В. И. Зорин.  Из фондов музея.




3 января 1937 г. бюро обкома ВКП(б) утвердило маршрутные линии гражданского воздушного флота: Петропавловск-Большерецк, Петропавловск-Мильково, Ключи-Усть-Камчатск. Гидросамолеты также широко использовали в рыбной и ледовой разведке, лесном хозяйстве, в геологоразведочных экспедициях.

Аэросани

Аэродромы в те годы располагались на Халактырском озере и в 5,5 км на северо-запад от Петропавловска (район 5-6 км, район «Силуэт»). Для посадки и взлета гидросамолетов использовались Авачинская губа и озеро Халактырское.

Самолеты в Халактырском аэропорту

Организовать регулярную авиалинию между Камчаткой и материком всё-таки удалось буквально накануне войны. С июня 1940 года между Хабаровском и Петропавловском-Камчатским курсировала закупленная в США огромная по тем временам «летающая лодка» – четырёхмоторный гидросамолёт «Глен Мартин» М-156. Тогда таких машин в мире существовало всего три экземпляра, Советский Союз купил один из них за миллион долларов. «Летающая лодка» перевозила 53 пассажира из Хабаровска на Камчатку всего за 10 часов, тогда как обычный для тех лет способ добираться на полуостров – поездом во Владивосток и далее пароходом – занимал не менее трёх недель.  

Халактырский аэропорт

В 40-х годах 20 века было начато строительство аэропорта и взлетно-посадочной полосы в поселке Елизово. В 1948 году из состава 248 авиаотряда выделен в самостоятельное подразделение аэропорт Елизово. Перед ним стояла задача организовать межобластные перевозки пассажиров и груза. Основным самолетом на местных линиях стал Ли-2. Осуществлялись и регулярные перевозки с Камчатки на материк самолетами «Ил-12» и «Ил-14», летающие по линии Хабаровск-Петропавловск и Магадан-Петропавловск.

Встреча в аэропорту

До Хабаровска через Комсомольск-на-Амуре продолжительность полета составляла 10 часов. До Москвы добирались за 28 часов летного времени со многими пересадками. Со строительством Елизовского аэропорта на Камчатку пришла эра реактивной пассажирской авиации. 25 октября 1957 года был выполнен технический рейс на Камчатку самолета «Ту-104». Первым пассажиром, прибывшего «Ту-104» стал знаменитый рыбак Камчатки, капитан сейнера Герой социалистического труда, депутат Верховного Совета СССР Иван Малякин, который утром 26 октября 1957 года улетел этим самолетом в Москву на очередную сессию. В марте 1958 года в Елизовском аэропорту впервые приземлился «Ил-18». Командовал экипажем корабля знаменитый летчик, Герой советского Союза Владимир Коккинаки. В 1978 году в Елизово впервые приняли самолет «Ил-62». Чтобы его принять, пришлось построить новую взлетно-посадочную полосу и 26 наземных объектов. Так была открыта беспосадочная трасса Москва – Петропавловск-Камчатский.